Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» в подготовительной логопедической группе. Образовательные задачи: Закрепить цифры и навыки прямого счета в пределах 10; знания детей о составе числа 10 из двух меньших чисел с использованием элементов игры . Упражнять : в делении целого на 4 одинаковые части; в составлении и решении арифметических задач на вычитание, в выделении структуры задачи: « условие, вопрос, решение»; в ориентировке на листе бумаги Уточнить представления детей о геометрических фигурах, ориентировке в пространстве. Упражнять в согласовании числительного с существительным. Развивающие задачи: Развивать : интерес к художественной литературе; умение связно и последовательно рассказывать последующую фразу сказки, высказывать свои мысли ; речевое дыхание, мелкую и общую моторику, зрительное восприятия; произвольные психические процессы: память, внимание, мышление. Развивать пространственное воображение, конструктивные навыки детей при работе со схемой. Способствовать развитию навыков контроля и самоконтроля. Воспитательные задачи: Совершенствовать навыки сотрудничества, доброжелательности. Вызвать эмоциональный отклик и сочувствие к героине произведения. Закрепить правила ОБЖ. Оборудование: магнитная доска, наборное полотно, воротца для игры с цифрой 10. Демонстрационный материал: Набор цифр от 1 до 10, печатные буквы для написания «гуси лебеди», таблички с надписями: «условие», «вопрос», «решение», плакат «Яблоня с яблоками» для решения арифметической задачи, образец ковра из геометрических фигур для взаимопроверки. Раздаточный материал: на каждого ребенка: ножницы, простой карандаш, овалы бумажные, конверты с набором геометрических фигур; листы бумаги, трафареты с геометрическими фигурами, наборы цифр от 0 до 10 и арифметические знаки на каждую пару детей: схемы моста, Методические приемы: Наглядные: демонстрации, показ образца; Словесные: беседа, рассказ детей, художественное слово, словесные инструкции, пояснения; Практические: выполнение заданий, упражнение, игра. Ход НОД.
1.Психогимнастика (Дети стоят в кругу) Что за чудо – чудеса: Раз рука и два рука! Вот ладошка правая, Вот ладошка левая! И скажу, вам, не тая, Руки все нужны , друзья! Возьмите за руки друг друга, ощутите тепло рук ваших друзей, это всем нам очень необходимо. В-ль: Дети, вы, наверное, знаете очень много сказок. Назовите, какие сказки вы знаете? (дети перечисляют) В–ль: Ребята, а у меня для вас есть такое задание (на наборном полотне): с г и у е б и л е д 3 1 4 2 6 7 10 5 8 9 - Что вы видите в верхнем ряду ? (буквы) - А что в нижнем ряду? (цифры) - Чем отличаются буквы от цифр? (буквами пишутся слова и предложения, а при помощи цифр считают). Молодцы, знаете! Вам необходимо, ребята, найти цифры по порядку, каждой цифре соответствует буква. Если мы расставим правильно буквы, тогда мы сможем узнать, что же здесь зашифровано . Какая будет первая буква в нашем задании?( Дети читают: «Гуси лебеди»). - Сейчас мы отправимся с вами в путешествие по этой сказке. Хотите?А поможет вспомнить начало сказки «Гуси – лебеди» волшебный клубочек. У кого он оказывается в руках, тот и рассказывает сказку. (Вос-ль дает клубок одному из детей) Вос-ль: Как же начиналась сказка? Ребенок: Жили – были батюшка да матушка.(передает клубок другому ребенку) Дети по очереди, передавая клубок вспоминают начало сказки. -И была у них дочь Аленушка, да её братец Ванечка. -Доченька - говорила мать,- мы поедем в город за подарками. - А ты береги братца, не ходи со двора, будь умницей. - Отец с матерью уехали, а девочка позабыла, что ей приказывали. - Посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу. -Заигралась, загулялась. Вос-ль: А в какие игры играла девочка – мы сейчас покажем. Игра «Воротца» Вос-ль: Какая цифра написана на воротцах? (10). Предлагаю вам разделиться на пары и подобрать цифры из которых состоит цифра 10. Через воротца проходят пары, которые правильно составили число10. (Воспитатель спрашивает у пары « почему вы можете пройти в воротца?» дети отвечают, что 2плюс 8 равно 10; также 3 и 7; 4 и 6; 9 и 1) В–ль: Когда наигралась девочка, вспомнила, про братца. Побежала она домой. А что было дальше? Дети: Налетели гуси- лебеди, подхватили мальчика и унесли его на крыльях. В–ль: Бросилась девочка догонять гусей. И увидела на своем пути… Дети: Печку. - Печка – печка, скажи куда гуси – лебеди полетели. - Съешь моего ржаного пирожка, потом скажу. В-ль: И не просто съешь, а раздели его так , чтобы досталось батюшке, матушке и братцу и себе. «Часть и целое» В-ль предлагает взять по пирожку каждому ребенку и присесть за столы. -Какую геометрическую фигуру напоминает наш пирожок? (дети – овал). В–ль: На сколько частей будем его делить? (дети на 4 части) - Почему? (дети:1 кусочек для папы, 2- для мамы, 3 – для братца, а 4- себе) - Как будете делить? (сложим бумагу напополам и разрежем) - Сколько частей получилось? (дети: 2 части) - Как можно назвать одну из частей? (дети: половиной) - Дальше, что надо сделать? (дети: каждую половинку разрезать напополам) - Сколько частей вы получили? (дети: 4 части) В-ль: Покажите одну часть от целого. 2 части от целого; 3 части от целого. Объедините части в одно целое. - Выполнила девочка задание, никого не обидела, поровну пирожок разделила, и сказала ей печка куда гуси – лебеди улетели. - А что же было дальше? Дети: « Бежит девочка, видит. Стоит яблонька и решила спросить она у яблоньки куда гуси – лебеди унесли ее братца». В-ль: А яблонька ей отвечает:- Я скажу, если ты решишь мою задачу. Арифметическая задача - Вспомним, из чего состоит задача? Дети: «условие» (ребенок находит карточку с надписью условие, выставляем на доску),«вопрос» (карточка с надписью вопрос – выше), «решение»(еще выше). Получилась «пирамидка». Выставляется плакат с изображением яблони с яблоками. - Посмотрите на яблоню, покажите, сколько висит на ней яблок? Одно яблоко упало. (убираю одно яблоко) -На дереве стало больше яблок или меньше? Почему? -С каким знаком вы будете решать задачу? Почему? -Какой вопрос вы будете задавать? (сколько осталось…?) - Придумайте задачу и выложите ее решение цифрами. - И так, я вижу, что многие уже справились с заданием. Владик, расскажи какую ты составил задачу. (На яблоне висело 8 яблок, 1 яблоко упало. Сколько яблок осталось на яблоне?) Спрашиваю несколько детей. В-ль: Саша, назови условие задачи. Вика, назови вопрос? Максим, как ты решил задачу? В-ль: Помогли мы Аленушке и это задание выполнить. Игра « Ау» Дальше побежала девочка, кличет своего братика .«Ау, братик Ванечка!» Бедная Аленушка, выбилась из сил. Давайте поможем ей, позовем все вместе братца громко и печально. - Не отзывается братик, видать далеко его гуси- лебеди унесли. Побежала Аленушка дальше и видит перед ней ...(дети: молочная река с кисельными берегами). Физминутка К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. - Как же Аленушке перебраться через широкую речку? Давайте ей поможем ? Как? Построим мост. (работа за столами) Плоскостное конструирование «Мост» В-ль: У вас на столах лежат конверты с деталями. Как они называются? Дети : геометрические фигуры В-ль: каких фигур больше всего? Какие еще у вас фигуры? Сколько их? (7) -Мосты бывают разные. Каждой паре даю разные по сложности схемы. - По этой схеме вы должны построить мост, чтобы девочка могла перейти на другой берег. (Дети выполняют задание) В- ль: Молодцы! Помогли Аленушке перебраться на другой берег. Показала речка куда гуси- лебеди унесли Ваню. (дети выходят из-за столов ) В–ль: За рекой и лес. Там, наверное, и спрятали гуси- лебеди братца. - В лесу из-за кустов звери выглядывают, глазками поблескивают, в разные стороны поглядывают. - Покажите, как они это делают (гимнастика для глаз. Сильно зажмуривают и открывают, смотрят вправо, влево, вверх, вниз)). -Зубы скалят ( артикуляционная гимнастика »Оскал» ) - Языками пощелкивают (артикуляционная гимнастика «Лошадка») Пальчиковая гимнастика «Замок» За высокими лесами, За широкими реками, Стоит в поле теремок. На двери висит замок. Мы замочек потянули, Мы замочек покрутили, Мы замочек постучали И открыли. Шла она шла по этой тропинке и увидела что? Дети: Избушку В- ль: Кто в ней живет? ( дети Баба-яга) -На полу лежит ковер узорный. Хотите узнать какой узор был на ковре? Тогда присаживайтесь за столы, сейчас мы это узнаем. Графический диктант - Положите перед собой листок, карандаш и трафарет. Покажите карандашом верх (низ, левую- правую сторону листа) . Нарисуйте в верхнем правом углу круг; в нижнем левом углу квадрат; посередине нарисуйте овал; в нижнем правом углу прямоугольник; в верхнем левом углу треугольник; В-ль ( вывешивает образец на доску): Поменяйтесь работами , посмотрите на образец и проверьте правильно ли выполнил работу ваш сосед. - Вот такой ковер лежал у Б.Яги. А на ковре сидел Ванечка. Сестренка схватила братца, и побежали они домой. А там и батюшка с матушкой вернулись. -Ребята , вы молодцы, помогли Аленушке вернуть братца. Как вы думаете, почему нам с вами удалось дойти до конца сказке и помочь Аленушке? ( потому что работали дружно, были внимательными, четко выполняли все задания) . - Но с Аленушкой такие неприятности могли бы и не случиться. Какие правила безопасности нарушила Аленушка? Дети: не послушалась родителей, оставила братца и чуть не случилась беда. Вос-ль: А, вы, слушаете маму и папу? Нужно обязательно слушать маму и папу. - А еще что девочка сделала неправильно? Пошла одна в лес. - Ни в коем случае не уходить далеко от дома, обязательно сообщать родителям о том, куда вы идете, чтобы не попасть в неприятные ситуации |
Конспекты НОД >