Развивающая предметно-пространственная среда

 Развивающая предметно – пространственная среда  

                        в моей группе.

         

 

Организация развивающей среды в группе строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Насыщенная предметно – развивающая среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний, социального опыта, стимулирует познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе построена в соответствие с принципами:

·       Принцип насыщенности: предметно-пространственная среда соответствует возрастным возможностям детей.

·       Принцип трансформируемости: изменение предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей.

·       Принцип полифункциональности: возможность разнообразного использования. Для того, чтобы дети могли найти себе дело и занятие по душе, в нашей группе выделены определенные зоны. Они не имеют жёстких границ, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию детей можно легко и быстро преобразовать в другой.

·       Принцип доступности: материал  на уровне глаз детей и вытянутой руки, в свободном доступе. 

·       Принцип  вариативности: разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала.

·       Принцип безопасности: соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация предметно – развивающей среды по центрам:

В Центре «Речевичок» находятся различные дидактические игры по развитию речи, логопедическое лото, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок, разрезные сюжетные картинки и т. д.

В основу накопления РЕЧЕВОГО уголка положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендации логопеда, что делает взаимодействие с воспитателями не формальным, а тесным и плодотворным.


В достаточном количестве предметных и сюжетных картинок, тематических наборов картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, продукты питания и т.п.), также настольно-печатных игр для систематизации знаний по лексическим темам.

Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (камни, крупы, шишки, пуговицы, ракушки). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:  увеличительные стекла, мерные стаканчики, лейки, часы песочные, пинцеты, мыльные пузыри , магниты,  схемы для проведения опытов и экспериментов   и т. д.


Также здесь представлены игры и иллюстрации, связанные с тематикой ОБЖ и ПДД, книги познавательного характера, атласы, символика России.

 

Центр «Математический уголок» имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются числовой ряд, цветные счетные палочки, счеты,  игры  на сопоставление цифры и количества, на различие геометрических фигур, набор мозаики с цифрами, рамки и вкладыши Монтессори. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки (цифры из наждачной бумаги, трафареты с геометрическими фигурами, геометрическая мозаика).

В данном центре размещен разнообразный занимательный материал: задания в картинках на пересчет предметов, игры на установление закономерностей, игры-лабиринты, на развитие мелкой моторики,  «Танграм», «Колумбово яйцо», прописи. Незаменимыми в данном центре являются палочки Кюизенера, игры шашечного хода, игра Никитина «Сложи квадрат», блоки Дьенеша.

 

 

Все игры систематизированы и оформлена картотека дидактических игр.

 

Центру «Творческая мастерская» отведено самое светлое место в группе.  В данном центре находится материал для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, трафареты,  карандаши, краски, мелки восковые, раскраски, ватные палочки, пластилин, печати, штампы, фигурки, глазки на самоклеящейся основе, наклейки, ножницы, клей). По желанию ребенок может воспользоваться необходимым для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.

 

 

 

 

 

 

Центр «Книжный уголок».

 

«Строительный» (конструктивный) центр достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор, конструктор - лего) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.   Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами, что позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

 

 

«Театр» — это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей.  Здесь размещаются ширма, различные виды театров (кукольный, настольный, бибабо, пальчиковый, театр на линейках), маски, атрибуты для обыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей.

 

Оборудование и пособия для «Сюжетно – ролевых игр» размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы».  Вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями. Дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства.

С/р игры: «Семья», «Прачечная», «Парикмахерская» или «Салон красоты», «Магазин», «Больница», «Гараж – мастерская», «Строители», «Школа», «Кафе», «Полиция», «Моряки».



Центр «Спортивный уголок» насыщен физкультурным оборудованием, в том числе нестандартным.

 

В группе имеется «Уголок уединения».       

 

 

 

Стенды: «Мое настроение», «Доска Желаний», «Мы творим».

 

 



Comments