Конспект непосредственнр – образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие капельки» в старшей логопедической группе с использованием технологии  ТРИЗ  (моделирование маленькими человечками)

Конспект непосредственнр – образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие капельки» в старшей логопедической группе с использованием технологии  ТРИЗ  (моделирование маленькими человечками)

Разминка  «Приветствие»:

Собирайтесь дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Здравствуй, здравствуй, милый друг!

Здравствуй, здравствуй, погляди вокруг!

Здравствуй, здравствуй, ты мне улыбнись!

И улыбкой  своей со всеми поделись!

 Под музыку входит капелька  (девочка с наголовником капелька).

Капелька: Здравствуйте, я маленькая капелька. Я со своими подружками – сестричками любила сидеть на облачке, но вдруг ударил гром, мои сестрички – капельки разлетелись кто-куда. А я упала с вашим садом.

Воспитатель: Тебе нужна помощь?

Капелька: Да! Помогите мне найти сестричек-капелек. Я хотела бы узнать, как и где они живут на земле.

Воспитатель: Хотите помочь капельке узнать, как поживают ее сестрички на земле?  (Ответы детей).

Воспитатель:  Ребята, а вы знаете, где живут капельки воды? (ответы детей).

Воспитатель: Послушайте загадку: Меня пьют, меня льют.

                                                                 Всем нужна я,

                                                                 Кто такая?

Дети: Вода.

Воспитатель: Верно. Сегодня мы с вами поговорим о воде.

Воспитатель: Поиграем с мячом : «Какая бывает вода?». Передаем мяч друг другу и называем громко и четко, какая бывает вода. (Ответы детей – прилагательные).

Воспитатель: Дети, мы же обещали помочь капельке  узнать, кто же ее сестрички и как они живут среди нас. Для этого я предлагаю  всем пройти в лабораторию, помочь  друг другу одеть фартуки.  Послушаем внимательно Максима:

 Коль с водой имеем  дело,  

 Рукава засучим смело.

 Пролил воду -  не беда,    

 Тряпка под рукой всегда.

Опыт №1.

Воспитатель:  Как вы думаете, что это? (Показываю кусочки льда). Возьмите кусочек льда в руку. . Что происходит со льдом? Почему лед тает?  А теперь вытрите руку салфеткой. Какими стали салфетки? Ответы детей: мокрыми, влажными. Лед в руке начал таять и превращаться в капельки воды. Дети, льдинка – сестричка капельке?(Ответы детей).

Вывод: Льдинка  – твердая вода и она сестричка капельки.

Воспитатель: Ребята, помните,  мы с вами разговаривали о маленьких человечках. Все предметы и вещества состоят из маленьких частиц  - маленьких человечков. Они все разные и по-разному дружат между собой. В одних предметах живут дружные человечки. Они очень крепко держатся за руки, их дружбу невозможно разрушить. Это крепкие, твердые человечки и живут в твердых предметах.  Вот их фото. (Показываю)

Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями, легко можно пройти через них. Такие человечки живут в жидких веществах. Я покажу вам их фотографию тоже.

Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются, как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти!  Я покажу вам и их фотографию.

Воспитатель: Я вам напомнила рассказ о маленьких человечках. И предлагаю выяснить,  какие же человечки живут в льдинке. Возьмите кусочек льда и палочку, попробуйте проткнуть льдинку палочкой. (Высказывания детей). Выясняется, что сделать это невозможно. Как вы думаете, какие человечки живут в льдинке? (Ответы детей). Значит,  в льдинке живут очень дружные человечки. Я  хочу, чтобы вы превратились в маленьких человечков, а для этого вам необходимо встать , закрыть глаза и произнести  волшебные слова: «хочу все знать». Покажите, какие человечки живут в льдинке. (Дети стоят и крепко держатся за руки). А теперь человечки превращаются в детей : «хочу все знать».

Дети проходят садятся за столы.

Опыт № 2.

Воспитатель: У вас на столе 2 стакана. 1 пустой, а другой с  чем? Водой. Перелейте часть воды в пустой стакан.  Почему вы смогли перелить воду из 1 стакана в другой? (Ответы детей). Потому, что вода текучая, жидкая. Вода – это жидкость. Дети, вода – сестричка капельке?(ответы) Можно даже увидеть капельки на стенках стакана.

Вывод: вода – жидкость и она сестричка капельки.

Воспитатель: А какие же человечки живут в воде? Давайте попробуем проткнуть деревянной палочкой воду в стакане. (Высказывания детей). Выясняется, что палочка легко проходит через воду. Значит здесь живут не очень дружные человечки, но  все  таки  они рядом, иначе бы мы не видели  воду.  Превращайтесь  в маленьких человечков, покажите, какие человечки живут в воде? Дети: «Хочу все знать». (Стоят прикасаясь локтями).

Воспитатель: Это вода в стакане стоит на столе, а если я  буду переливать воду, как будут вести себя человечки?  ( дети медленно передвигаются , касаясь друг друга локтями). Превращаемся в детей : :хочу все знать».

 Опыт № 3.

Опыт с горячей водой проводит воспитатель, дети наблюдают.  Беру стакан с горячей водой. Спрашиваю: что в стакане?

Дети: вода.

Воспитатель: какая вода?

Дети : горячая.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Идет пар.

 Накрываю стеклом стакан. Показываю стекло. Что вы видите на стекле?

Дети: Образовались капли воды.

Воспитатель: А откуда на стекле образовалась вода? (высказывания детей). Горячая вода, остывая , поднимается вверх в виде пара, пар остывает и превращается в капельки воды.

Как вы думаете капельки пара  - сестрички капельки?

Вывод: Вода может превратиться в пар.

Воспитатель: А какие же человечки живут в паре? Возьмите палочки и подойдите по очереди попробуйте проткнуть пар. Легко проходит палочка? (высказывания детей). В паре живут самые недружные человечки, поэтому он невидимый. Превращайтесь   в маленьких человечков и покажите человечков, живущих в паре.

Вот, капелька, помогли ребята узнать о твоих сестричках. Давайте еще раз назовем их: лед, вода, капельки пара.

Физкультминутка «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель: я мама – тучка, а вы – капельки и вам пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя).  Полетели капельки на землю, прыгают, танцуют, веселятся. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они и потекли маленькими веселыми ручейками ( парами). Встретились ручейки и стали большой речкой (пары соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла река и попала в большой океан ( дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, вдруг пригрело солнышко. Стали капельки легкими, потянулись вверх, испарились под лучами солнца и вернулись к маме тучке.

Воспитатель: Ребята, капельки можно встретить и в ручейках, и в речке, и в океане. А где же еще в природе можно наблюдать  капельки воды? (Ответы детей). Хочу вам предложить карточки – подсказки, на которых изображены явления природы, связанные с капельками воды. (высказывания детей).

Игра с мячом «Для чего нужна вода?» Воспитатель бросает ребенку мяч, спрашивает: «Для чего нужна вода?». Ребенок отвечает, бросает мяч воспитателю.

Капелька: Без меня вам не умыться, не наесться, не напиться,

                    Смею вам я доложить: без меня вам не прожить!

-Да, ребята, вода необходима всем: и людям , и животным, и растениям. Человеку для приготовления пищи, умывания необходима очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много труда и сил. Поэтому нужно беречь воду, плотно закрывать кран.  А чтобы вы всегда помнили об этом, вот этот знак мы повесим в умывальной комнате.