Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие по сказке "Гуси - лебеди" в подготовительной логопедической группе

 

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» в подготовительной логопедической группе.

 Образовательные  задачи:

Закрепить  цифры и навыки прямого счета  в пределах 10; знания детей о  составе  числа 10  из двух меньших чисел с использованием элементов игры .

Упражнять : в делении целого на 4 одинаковые части;

             в составлении и решении  арифметических задач на вычитание, в

             выделении   структуры задачи: « условие, вопрос, решение»;

                     в ориентировке  на листе бумаги

Уточнить представления детей о  геометрических фигурах, ориентировке в пространстве. Упражнять в согласовании числительного с существительным.

Развивающие задачи:

Развивать : интерес к художественной литературе;

           умение связно и последовательно рассказывать последующую  фразу

                   сказки,   высказывать свои мысли ;

                   речевое дыхание,  мелкую и общую моторику, зрительное восприятия;

                   произвольные психические процессы:  память, внимание, мышление.

Развивать пространственное воображение, конструктивные навыки  детей при работе со  схемой. Способствовать развитию навыков контроля и самоконтроля.

Воспитательные задачи:

Совершенствовать навыки сотрудничества, доброжелательности. Вызвать эмоциональный отклик и сочувствие к героине произведения.

Закрепить правила ОБЖ.

Оборудование: магнитная доска, наборное полотно, воротца для игры с цифрой 10.

Демонстрационный  материал:

Набор цифр от 1 до 10, печатные буквы для написания «гуси лебеди», таблички с надписями: «условие», «вопрос», «решение», плакат «Яблоня  с яблоками»  для решения арифметической  задачи, образец ковра из геометрических фигур для взаимопроверки.

Раздаточный материал:

на каждого ребенка: ножницы, простой карандаш, овалы  бумажные, конверты  с набором  геометрических фигур; листы бумаги, трафареты  с геометрическими фигурами, наборы цифр от 0 до 10 и арифметические  знаки

на каждую пару детей:  схемы моста,

Методические приемы:

Наглядные: демонстрации, показ  образца;

Словесные: беседа, рассказ детей, художественное слово, словесные инструкции, пояснения;

Практические: выполнение заданий, упражнение, игра.

                                                Ход НОД.

 

1.Психогимнастика (Дети стоят в кругу)

Что за чудо – чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая!

И скажу, вам, не тая,

Руки все нужны , друзья!

Возьмите за руки друг друга, ощутите тепло рук ваших друзей, это всем нам очень необходимо.

В-ль: Дети, вы, наверное, знаете очень много сказок. Назовите, какие сказки вы  знаете?  (дети перечисляют)

В–ль: Ребята, а у меня для вас есть такое задание (на наборном полотне):

с  г  и  у       е  б   и   л  е   д

3  1  4  2      6  7  10  5  8  9

- Что вы видите в верхнем ряду ? (буквы)

- А что в нижнем ряду? (цифры)

- Чем отличаются буквы от цифр? (буквами пишутся слова и предложения, а при помощи цифр считают).

Молодцы, знаете! Вам необходимо, ребята, найти цифры по порядку, каждой цифре соответствует буква. Если мы расставим правильно буквы, тогда мы сможем узнать, что же здесь зашифровано . Какая будет первая буква в нашем задании?( Дети читают: «Гуси лебеди»).

- Сейчас мы отправимся  с вами в путешествие по этой сказке. Хотите?А поможет вспомнить начало сказки «Гуси – лебеди» волшебный клубочек. У кого он оказывается в руках, тот и рассказывает сказку. (Вос-ль дает клубок одному из детей)

Вос-ль: Как же начиналась сказка?

Ребенок: Жили – были батюшка да матушка.(передает клубок другому ребенку)

 Дети по очереди, передавая клубок вспоминают начало сказки.

-И была у них дочь Аленушка, да её братец Ванечка.

-Доченька - говорила мать,-  мы поедем в город за подарками.

- А ты береги братца, не ходи со двора, будь умницей.

- Отец с матерью уехали, а девочка позабыла, что ей приказывали.

- Посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу.

-Заигралась, загулялась.

Вос-ль: А в какие игры играла девочка – мы сейчас покажем.

Игра «Воротца»

 Вос-ль: Какая цифра написана на воротцах? (10). Предлагаю вам разделиться на пары и подобрать  цифры из которых состоит цифра 10. Через воротца проходят пары, которые правильно составили число10.

(Воспитатель спрашивает у пары  « почему вы можете пройти в воротца?» дети отвечают, что 2плюс 8 равно 10; также 3 и 7; 4 и 6; 9 и 1)

В–ль: Когда наигралась девочка, вспомнила, про братца. Побежала она домой. А что было дальше?

Дети: Налетели гуси- лебеди, подхватили мальчика и унесли его на крыльях.

В–ль: Бросилась девочка догонять гусей. И увидела на своем пути…

Дети: Печку.

 - Печка – печка, скажи куда гуси – лебеди полетели.

- Съешь моего ржаного пирожка, потом скажу.

В-ль: И не просто съешь, а  раздели его так , чтобы  досталось батюшке, матушке и братцу и себе.

                                  «Часть и целое»

В-ль предлагает взять по пирожку каждому ребенку и присесть за столы.

-Какую геометрическую фигуру напоминает наш пирожок? (дети – овал).

В–ль: На   сколько частей  будем его делить?  (дети на 4 части)

- Почему?  (дети:1 кусочек для папы, 2- для мамы, 3 – для братца, а 4- себе)

- Как будете делить? (сложим бумагу напополам и разрежем)

- Сколько частей получилось? (дети: 2 части)

- Как можно назвать одну из частей? (дети: половиной)

- Дальше, что надо сделать? (дети: каждую половинку разрезать напополам)

- Сколько частей  вы  получили? (дети: 4 части)

В-ль: Покажите одну часть от целого. 2 части от целого; 3 части от целого.

Объедините  части  в одно целое.

- Выполнила девочка задание, никого не обидела, поровну пирожок разделила, и сказала ей печка куда гуси – лебеди улетели.

 - А что же было дальше?

Дети: « Бежит девочка, видит. Стоит яблонька и решила спросить она у яблоньки куда гуси – лебеди унесли ее братца».

В-ль: А яблонька ей отвечает:- Я скажу, если ты решишь мою задачу.

                                     Арифметическая задача

- Вспомним, из чего состоит задача?

Дети: «условие» (ребенок находит карточку с надписью условие, выставляем на доску),«вопрос» (карточка с надписью вопрос – выше), «решение»(еще выше). Получилась «пирамидка».

 Выставляется плакат с изображением яблони с яблоками.

- Посмотрите на яблоню, покажите, сколько висит на ней яблок? Одно яблоко упало. (убираю одно яблоко)

-На дереве стало больше яблок или меньше? Почему?

-С каким знаком вы будете решать задачу? Почему?

-Какой вопрос вы будете задавать? (сколько осталось…?)

- Придумайте задачу и выложите ее  решение  цифрами.

- И так, я вижу, что многие уже справились с заданием. Владик, расскажи  какую ты составил задачу. (На яблоне висело 8 яблок, 1 яблоко упало. Сколько яблок осталось на яблоне?) Спрашиваю несколько детей.

В-ль: Саша, назови условие задачи. Вика, назови вопрос? Максим, как ты решил  задачу?

В-ль: Помогли мы Аленушке и это задание выполнить.

                                                              Игра « Ау»

 Дальше побежала девочка, кличет своего братика .«Ау, братик Ванечка!» Бедная Аленушка, выбилась из сил. Давайте поможем ей, позовем все вместе братца громко и  печально.

  - Не отзывается братик, видать далеко его гуси- лебеди унесли.

Побежала  Аленушка дальше и видит перед ней ...(дети: молочная река с кисельными берегами).

                                            Физминутка   

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

 - Как же Аленушке  перебраться через широкую речку? Давайте ей поможем ? Как? Построим мост.

       (работа за столами)     Плоскостное конструирование «Мост»

В-ль: У вас на столах лежат конверты с деталями. Как они называются?

Дети : геометрические фигуры

В-ль: каких фигур больше всего? Какие еще у вас фигуры? Сколько их? (7)

-Мосты бывают разные. Каждой паре даю разные по сложности схемы.

- По этой схеме вы должны построить мост, чтобы девочка могла перейти на другой берег. (Дети выполняют задание)

В- ль: Молодцы! Помогли Аленушке перебраться на другой берег. Показала речка куда гуси- лебеди унесли Ваню. (дети выходят из-за столов )

В–ль: За рекой  и лес. Там, наверное, и спрятали гуси- лебеди братца.

- В лесу из-за кустов звери выглядывают, глазками поблескивают, в разные стороны поглядывают.

- Покажите, как они это делают (гимнастика для глаз. Сильно зажмуривают  и открывают, смотрят вправо, влево, вверх, вниз)).

-Зубы скалят ( артикуляционная гимнастика »Оскал» )

- Языками пощелкивают (артикуляционная гимнастика «Лошадка»)

              Пальчиковая гимнастика «Замок»

За высокими лесами,

За широкими реками,

Стоит в поле теремок.

На двери висит замок.

Мы замочек потянули,

Мы замочек покрутили,

Мы замочек постучали

И открыли.

        Шла она  шла по этой тропинке  и увидела что?

Дети: Избушку

 В- ль: Кто в ней живет? ( дети Баба-яга)

-На полу лежит ковер узорный. Хотите узнать какой узор был на ковре? Тогда присаживайтесь за столы, сейчас мы это узнаем.

                  Графический диктант 

 - Положите перед собой  листок, карандаш и трафарет. Покажите  карандашом верх (низ, левую- правую сторону листа) . Нарисуйте  в верхнем правом углу круг;   в нижнем левом углу квадрат;  посередине нарисуйте овал;  в нижнем правом углу прямоугольник;   в верхнем  левом углу  треугольник;

В-ль ( вывешивает образец на доску): Поменяйтесь работами , посмотрите на образец  и проверьте правильно ли выполнил работу ваш сосед.

- Вот такой ковер лежал у Б.Яги. А на ковре сидел Ванечка. Сестренка схватила братца, и побежали они домой. А там и батюшка с матушкой вернулись.

-Ребята , вы молодцы, помогли Аленушке вернуть братца. Как вы думаете, почему нам с вами удалось дойти до конца сказке и помочь Аленушке? (  потому что работали дружно, были внимательными,  четко выполняли все задания) .

- Но с Аленушкой такие неприятности могли бы и не случиться. Какие правила безопасности нарушила Аленушка?

Дети: не послушалась родителей, оставила братца и чуть не случилась беда.

Вос-ль: А, вы, слушаете маму и папу? Нужно обязательно слушать маму и папу.

- А еще что девочка сделала неправильно? Пошла одна в лес.

- Ни в коем случае не уходить далеко от дома, обязательно сообщать родителям о том, куда вы идете, чтобы не попасть  в неприятные ситуации