Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» в подготовительной логопедической группе.
Образовательные задачи:
Закрепить цифры и навыки прямого счета в пределах 10; знания детей о составе числа 10 из двух меньших чисел с использованием элементов игры .
Упражнять : в делении целого на 4 одинаковые части;
в составлении и решении арифметических задач на вычитание, в
выделении структуры задачи: « условие, вопрос, решение»;
в ориентировке на листе бумаги
Уточнить представления детей о геометрических фигурах, ориентировке в пространстве. Упражнять в согласовании числительного с существительным.
Развивающие задачи:
Развивать : интерес к художественной литературе;
умение связно и последовательно рассказывать последующую фразу
сказки, высказывать свои мысли ;
речевое дыхание, мелкую и общую моторику, зрительное восприятия;
произвольные психические процессы: память, внимание, мышление.
Развивать пространственное воображение, конструктивные навыки детей при работе со схемой. Способствовать развитию навыков контроля и самоконтроля.
Воспитательные задачи:
Совершенствовать навыки сотрудничества, доброжелательности. Вызвать эмоциональный отклик и сочувствие к героине произведения.
Закрепить правила ОБЖ.
Оборудование: магнитная доска, наборное полотно, воротца для игры с цифрой 10.
Демонстрационный материал:
Набор цифр от 1 до 10, печатные буквы для написания «гуси лебеди», таблички с надписями: «условие», «вопрос», «решение», плакат «Яблоня с яблоками» для решения арифметической задачи, образец ковра из геометрических фигур для взаимопроверки.
Раздаточный материал:
на каждого ребенка: ножницы, простой карандаш, овалы бумажные, конверты с набором геометрических фигур; листы бумаги, трафареты с геометрическими фигурами, наборы цифр от 0 до 10 и арифметические знаки
на каждую пару детей: схемы моста,
Методические приемы:
Наглядные: демонстрации, показ образца;
Словесные: беседа, рассказ детей, художественное слово, словесные инструкции, пояснения;
Практические: выполнение заданий, упражнение, игра.
Ход НОД.
1.Психогимнастика (Дети стоят в кругу)
Что за чудо – чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая!
И скажу, вам, не тая,
Руки все нужны , друзья!
Возьмите за руки друг друга, ощутите тепло рук ваших друзей, это всем нам очень необходимо.
В-ль: Дети, вы, наверное, знаете очень много сказок. Назовите, какие сказки вы знаете? (дети перечисляют)
В–ль: Ребята, а у меня для вас есть такое задание (на наборном полотне):
с г и у е б и л е д
3 1 4 2 6 7 10 5 8 9
- Что вы видите в верхнем ряду ? (буквы)
- А что в нижнем ряду? (цифры)
- Чем отличаются буквы от цифр? (буквами пишутся слова и предложения, а при помощи цифр считают).
Молодцы, знаете! Вам необходимо, ребята, найти цифры по порядку, каждой цифре соответствует буква. Если мы расставим правильно буквы, тогда мы сможем узнать, что же здесь зашифровано . Какая будет первая буква в нашем задании?( Дети читают: «Гуси лебеди»).
- Сейчас мы отправимся с вами в путешествие по этой сказке. Хотите?А поможет вспомнить начало сказки «Гуси – лебеди» волшебный клубочек. У кого он оказывается в руках, тот и рассказывает сказку. (Вос-ль дает клубок одному из детей)
Вос-ль: Как же начиналась сказка?
Ребенок: Жили – были батюшка да матушка.(передает клубок другому ребенку)
Дети по очереди, передавая клубок вспоминают начало сказки.
-И была у них дочь Аленушка, да её братец Ванечка.
-Доченька - говорила мать,- мы поедем в город за подарками.
- А ты береги братца, не ходи со двора, будь умницей.
- Отец с матерью уехали, а девочка позабыла, что ей приказывали.
- Посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу.
-Заигралась, загулялась.
Вос-ль: А в какие игры играла девочка – мы сейчас покажем.
Игра «Воротца»
Вос-ль: Какая цифра написана на воротцах? (10). Предлагаю вам разделиться на пары и подобрать цифры из которых состоит цифра 10. Через воротца проходят пары, которые правильно составили число10.
(Воспитатель спрашивает у пары « почему вы можете пройти в воротца?» дети отвечают, что 2плюс 8 равно 10; также 3 и 7; 4 и 6; 9 и 1)
В–ль: Когда наигралась девочка, вспомнила, про братца. Побежала она домой. А что было дальше?
Дети: Налетели гуси- лебеди, подхватили мальчика и унесли его на крыльях.
В–ль: Бросилась девочка догонять гусей. И увидела на своем пути…
Дети: Печку.
- Печка – печка, скажи куда гуси – лебеди полетели.
- Съешь моего ржаного пирожка, потом скажу.
В-ль: И не просто съешь, а раздели его так , чтобы досталось батюшке, матушке и братцу и себе.
«Часть и целое»
В-ль предлагает взять по пирожку каждому ребенку и присесть за столы.
-Какую геометрическую фигуру напоминает наш пирожок? (дети – овал).
В–ль: На сколько частей будем его делить? (дети на 4 части)
- Почему? (дети:1 кусочек для папы, 2- для мамы, 3 – для братца, а 4- себе)
- Как будете делить? (сложим бумагу напополам и разрежем)
- Сколько частей получилось? (дети: 2 части)
- Как можно назвать одну из частей? (дети: половиной)
- Дальше, что надо сделать? (дети: каждую половинку разрезать напополам)
- Сколько частей вы получили? (дети: 4 части)
В-ль: Покажите одну часть от целого. 2 части от целого; 3 части от целого.
Объедините части в одно целое.
- Выполнила девочка задание, никого не обидела, поровну пирожок разделила, и сказала ей печка куда гуси – лебеди улетели.
- А что же было дальше?
Дети: « Бежит девочка, видит. Стоит яблонька и решила спросить она у яблоньки куда гуси – лебеди унесли ее братца».
В-ль: А яблонька ей отвечает:- Я скажу, если ты решишь мою задачу.
Арифметическая задача
- Вспомним, из чего состоит задача?
Дети: «условие» (ребенок находит карточку с надписью условие, выставляем на доску),«вопрос» (карточка с надписью вопрос – выше), «решение»(еще выше). Получилась «пирамидка».
Выставляется плакат с изображением яблони с яблоками.
- Посмотрите на яблоню, покажите, сколько висит на ней яблок? Одно яблоко упало. (убираю одно яблоко)
-На дереве стало больше яблок или меньше? Почему?
-С каким знаком вы будете решать задачу? Почему?
-Какой вопрос вы будете задавать? (сколько осталось…?)
- Придумайте задачу и выложите ее решение цифрами.
- И так, я вижу, что многие уже справились с заданием. Владик, расскажи какую ты составил задачу. (На яблоне висело 8 яблок, 1 яблоко упало. Сколько яблок осталось на яблоне?) Спрашиваю несколько детей.
В-ль: Саша, назови условие задачи. Вика, назови вопрос? Максим, как ты решил задачу?
В-ль: Помогли мы Аленушке и это задание выполнить.
Игра « Ау»
Дальше побежала девочка, кличет своего братика .«Ау, братик Ванечка!» Бедная Аленушка, выбилась из сил. Давайте поможем ей, позовем все вместе братца громко и печально.
- Не отзывается братик, видать далеко его гуси- лебеди унесли.
Побежала Аленушка дальше и видит перед ней ...(дети: молочная река с кисельными берегами).
Физминутка
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
- Как же Аленушке перебраться через широкую речку? Давайте ей поможем ? Как? Построим мост.
(работа за столами) Плоскостное конструирование «Мост»
В-ль: У вас на столах лежат конверты с деталями. Как они называются?
Дети : геометрические фигуры
В-ль: каких фигур больше всего? Какие еще у вас фигуры? Сколько их? (7)
-Мосты бывают разные. Каждой паре даю разные по сложности схемы.
- По этой схеме вы должны построить мост, чтобы девочка могла перейти на другой берег. (Дети выполняют задание)
В- ль: Молодцы! Помогли Аленушке перебраться на другой берег. Показала речка куда гуси- лебеди унесли Ваню. (дети выходят из-за столов )
В–ль: За рекой и лес. Там, наверное, и спрятали гуси- лебеди братца.
- В лесу из-за кустов звери выглядывают, глазками поблескивают, в разные стороны поглядывают.
- Покажите, как они это делают (гимнастика для глаз. Сильно зажмуривают и открывают, смотрят вправо, влево, вверх, вниз)).
-Зубы скалят ( артикуляционная гимнастика »Оскал» )
- Языками пощелкивают (артикуляционная гимнастика «Лошадка»)
Пальчиковая гимнастика «Замок»
За высокими лесами,
За широкими реками,
Стоит в поле теремок.
На двери висит замок.
Мы замочек потянули,
Мы замочек покрутили,
Мы замочек постучали
И открыли.
Шла она шла по этой тропинке и увидела что?
Дети: Избушку
В- ль: Кто в ней живет? ( дети Баба-яга)
-На полу лежит ковер узорный. Хотите узнать какой узор был на ковре? Тогда присаживайтесь за столы, сейчас мы это узнаем.
Графический диктант
- Положите перед собой листок, карандаш и трафарет. Покажите карандашом верх (низ, левую- правую сторону листа) . Нарисуйте в верхнем правом углу круг; в нижнем левом углу квадрат; посередине нарисуйте овал; в нижнем правом углу прямоугольник; в верхнем левом углу треугольник;
В-ль ( вывешивает образец на доску): Поменяйтесь работами , посмотрите на образец и проверьте правильно ли выполнил работу ваш сосед.
- Вот такой ковер лежал у Б.Яги. А на ковре сидел Ванечка. Сестренка схватила братца, и побежали они домой. А там и батюшка с матушкой вернулись.
-Ребята , вы молодцы, помогли Аленушке вернуть братца. Как вы думаете, почему нам с вами удалось дойти до конца сказке и помочь Аленушке? ( потому что работали дружно, были внимательными, четко выполняли все задания) .
- Но с Аленушкой такие неприятности могли бы и не случиться. Какие правила безопасности нарушила Аленушка?
Дети: не послушалась родителей, оставила братца и чуть не случилась беда.
Вос-ль: А, вы, слушаете маму и папу? Нужно обязательно слушать маму и папу.
- А еще что девочка сделала неправильно? Пошла одна в лес.
- Ни в коем случае не уходить далеко от дома, обязательно сообщать родителям о том, куда вы идете, чтобы не попасть в неприятные ситуации